Сплав
по реке Быстрая
28 июля 2008 г. Итак, на ближайшие два дня у нас запланирован сплав. Мы немножко нервничаем по этому поводу – как уже было сказано, экстремальным туризмом мы особо не увлекаемся, больше познавательным. Весь наш водный опыт состоит в том, что мы неплохо управляемся с обычными весельными лодками либо байдарками на тихих подмосковных водохранилищах. А тут – какая-то Быстрая...

Встали с утра довольно рано по нашим меркам – в 8 часов. За нами заехала Анфиса, и мы выехали из Петропавловска по единственной на Камчатке центальной трассе в сторону нашего будущего лагеря. Все внимательно смотрят в окно – Антон и Наталья в прошлое посещение Камчатки где-то тут удачно сфотографировали медведя. Он был довольно молодой и веселый, и шел купаться на речку. По идее они постоянно перебегают дорогу, куда-то направляясь по своим медвежьим делам.

Поскольку пока никого не видно, Анфиса вспоминает различные забавные случаи, связанные с медведями. Например, поехали они с подругой (на джипе, естественно) в лес отдохнуть и пособирать грибы-ягоды. Решили взять с собой по банке пива – вдали от строгих городских ГАИшников немножко расслабиться. А то каждый божий день обе за рулем – почти никогда нельзя себе позволить. Остановились на полянке, вылезли из машины, расположились на солнышке, открыли пиво – развалились и наслаждаются жизнью. Не успели сделать двух глотков – является мишка. И первая реакция на такую неожиданность – запустить в медведя банкой, и скорей в машину. Опомнились, и на них напал безудержный хохотун – пива нет, банки с остатками где-то далеко в кустах, медведь вроде убежал, ягод не собрали, вылезать уже не хочется – вобщем, день насмарку. Так и уехали ни с чем.

До лагеря сплавщиков мы добрались где-то к обеду. В какой-то момент мы свернули с нормального шоссе влево в заросли – не то лес, не то кусты – и минут двадцать ехали по совершенно немыслимой грунтовой дороге, рискуя перевернуться то вправо, то влево – и вдруг выехали на поляну, и вот он – лагерь.

Лагерь оказался на изумление благоустроенным. Спят, конечно, в палатках, но столовая оборудована крытая, с москитными сетками на окнах, снаряжение и оборудование для сплава очень современное. Но больше всего поражает туалет – когда идешь в этот домик и ждешь увидеть дыру в деревянном полу, заходишь – а там белая чистая сантехника и смывное устройсво как-то подключено. Мы были даже в шоке, но нам объяснили, что это пришлось сделать для японцев, которые и являются основными посетителями этого лагеря. Жутких сортиров они боятся, а в лес ходить нельзя – тут вообще-то мишки водятся. Вообще таким туризмом, как мы, в этих местах занимаются в основном японцы, да немного корейцы (южные, понятно). Нашим, кто имел смелость сюда добраться, подавай настоящий экстрим.
Японцы действительно оказались тут как тут. Они в лагере не ночевали, их привезли на каком-то хитром автобусе, они сплавлялись и обедали. Антон оставил о них такую запись:«Они смешные, престарелые, даже странно, что находятся в авангарде прогресса, по лицу деревеньщина». Вообще же у них Камчатский туризм настолько популярен, что уже организован специальный регулярный чартерный рейс Токио – Петропавловск-Камчатский.

Через некоторое время нас позвали на обед. Вот постоянно мы на Камчатке объедались! Ну что ты будешь делать, когда тебе предлагают уху из лосося и красную икру черпать ложками?! И еще второе какое-то нормальное, хотя его уже некуда грузить. Мы сначала хотели устроиться на улице – жара стояла за 30оC, и в духоту не хотелось – но сразу поняли, зачем столовая с москитными сетками. Пока ходишь – вроде не кусают, но стоит присесть – и комарики тоже слетаются на обед.

После обеда мы еще час расслаблялись на берегу речки, дожидаясь отплытия. Пытались купаться, но это оказалось очень сложно – мелко, сильное течение сбивает с ног, а дно состоит из камней и ила, под ногами нет нормальной опоры. Зато вода чистая и холодная – черпай и пей! Антон и Андрей кое-как все же перебрались на косу посмотреть следы медведей, которые тут бродили ночью. Но сами медведи что-то нам не попадались...

Но вот наконец ребята из лагеря притащили балон, на котором мы будем сплавляться, и спустили его на воду. Балон – это здоровенная надувная лодка человек на 10, идет по любым мелям, почти не погружаясь в воду (тем более, что нас не 10, а всего 5 вместе с проводником). У проводника весла, которыми он отталкивается от всевозможных мелей и препятсявий, и на этом заканчивеися всё управление этим судном. Зато на борту куча спинингов – будем рыбачить.

Сплав оказался сплавом в самом прямом смысле слова. Плывешь, как бревно, по течению, никуда не гребешь. Никаких особых препятствий и перекатов на р.Быстрая нет, по крайней мере, в этих местах (а вообще это одна из самых длинных рек Камчатки, течет с севера на юг посреди полуострова). Но скорость получается весьма приличная – течение сильное.

Через некоторое время Сергей (так звали проводника) показал нам, как надо забрасывать спининг, и все стали пытаться рыбачить. Занятие весьма увлекательное, хотя в нашем случае не особо продуктивное. Маше первой удалось поймать более-менее ощутимую рыбу. Сергей сказал, что это голец. По правилам спортивной рыбалки, его сфотографировали и отпустили.
Вообще же, если кто-то хочет действительно порыбачить, надо выбирать специальное время. Например, в нашем случае, если бы мы наметили свою поездку всего на неделю раньше, нам удалось бы попасть на ход чавычи. Тогда река буквально кишмя кишела ценной рыбой. Правда, правила спортивной рыбалки велят улов фотографировать и отпускать, иначе Вы рискуете попасть под обвинение в браконьерстве. Либо надо покупать промышленную лицензию на отлов, но ее потом окупать надо, это уже коммерция. Теперь же мы могли наблюдать лишь разлагающиеся после нереста тела огромных метровых рыбин, лежащие на дне...

Часа через полтора мы делали остановку на каменистой косе, чтобы размять ноги. Порыбачили с берега и поплыли дальше. Теперь удача удыбнулась Андрею – правда, какая-то малюсенькая-премалюсенькая. Зато смешно. И, конечно, все периодически пытались вглядываться в заросли по берегам – а вдруг медведь? Вот бы сфотографировать – и близко, и более-менее безопасно...
Но в результате, когда Маша закричала: "Вот он, вот он! Какой здоровенный! На задних лапах!", фотоаппарата наготове ни у кого не оказалось. Пока их включали и наводили, огромный медведь ускакал с легкостью зайца, а наш баллон унесло вдальше вниз по течению, и тот бережок быстро скрылся за поворотом.

Примерно к семи вечера мы причалили на каменистом берегу, где нас уже ждал внедорожник с прицепом, в который погрузили лодку (в ней расположился Сергей), мы сели в машину и поехали обратно в лагерь.

Вечером мы раздобыли гитару у ребят из лагеря, и, наблюдая закатное небо, слушали песни в исполнении Антона и Андрея. Комарики сначала мешали, но потом то ли мы к ним привыкли, то ли они устали, но ближе к ночи мы перестали их замечать.
На следующий день, 29 июля 2008 г., у нас был второй заход на сплав. Если вчера мы сплавлялись от лагеря вниз по реке, где нас встретила машина, то теперь нас повезли вверх по течению, с тем, чтобы мы своим ходом оттуда вернулись в лагерь.

Перед отъездом провожающие нас ребята из лагеря показали нам свежие медвежьи следы. Ночью приходила медведица с медвежонком. В сам лагерь они не заходили – на ночь ребята все предусмотрительно огораживают веревками с колокольчиками и другими шумящими предметами, а также цветными тряпочками. При этом всю ночь было тихо. Медведи не дураки, чтобы нарываться. Побродив вокруг, они тихонько ушли, оставив только свои следы.

Прибыв на место сплава, мы с удивлением обнаружили, что неплохо бы одеть теплую курточку. Вчера не знали, что бы еще с себя снять. Оказывается, это не погода испортилась, а просто такая особенность местного климата – с утра и часов до трех дня туман и прохлада, градусов 15÷18oС, зато после трех туман рассеивается, и резко наступает жара за 30oС, которая не спадает до заката. Всё это, разумеется, если погода стоит ясная.

Из-за такой смены погоды второй сплав проходил словно по другой реке. Вчерашние солнечные уютные бережки сменились величественными и мрачноватыми пейзажами, отдающими какой-то первобытной романтикой. Снова рыбачили, снова не особо много поймали. Андрею попался голец другого вида. Кажется, вчера был белый, а сегодня красный, по-крайней мере, этот был гораздо темнее. В принципе, гольцы относятся к лососевым, но не считаются особо ценными, так как не отличаются большими размерами.

Сделали остановку на каменистой косе, попробовали порыбачить с берега. В кустах неожиданно нашлась табличка, гласящая, что мы находимся на территории Охотугодья ООО "Ажица", участок 38, и что охота без лицензии запрещена. Несколько удивившись – странно было вообще здесь увидеть какую-либо надпись человеческими буквами, пусть даже написанную от руки красной краской на фанерке – мы продолжили безуспешно забрасывать свои спининги, после чего снялись с места и продолжили свой путь.

Река становилась все шире, а заросли по берегам все гуще и замысловатее. Андрею посчастливилось сделать хороший кадр с речной чайкой. Казалось, еще немного, и река выйдет в какой-то большой водоем, если не море, то по-крайней мере, озеро. Но оказалось, что за поворотом она снова делается уже – и вот он, наш лагерь.

Мы высадились, нас снова накормили вкусным обедом, и вот уже за нами приехала Анфиса на своем джипе. Радостно поприветствовав друг друга, мы загрузились в машину и отправились в дорогу.

Путь нам предстоял неблизкий, мы направлялись в самое сердце Камчатки – поселок Эссо, столицу коренного народа эвенов.
Вернуться к содержанию этого путешествия

Вернуться к списку всех путешествий